Главная / Воспитание детей / Развитие памяти у детей младшего школьного возраста. Упражнения. Игры.

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста. Упражнения. Игры.

1
 
Память – важная способность, без наличия которой невозможно полноценное развитие человека. Это касается и маленьких детей, и взрослых людей. Более того, можно смело утверждать, что от уровня развития памяти у ребенка зависит его будущее.
 
Память способна обеспечивать единство личности, связывать воедино прошлое и настоящее человека, поэтому именно она является важнейшей психологической характеристикой.
 
Данная тема издревле всесторонне исследовалась, но и сегодня ученые не останавливают работу над ней. Так что же такое память? Какой она бывает? Как ее развить?

Что такое память и какой она бывает?

2
 
Чтобы разработать эффективный комплекс упражнений и игр для детей младшего школьного возраста, направленных на развитие памяти, необходимо знать, по каким законам она работает.

Память – это совокупность процессов, направленных на усваивание информации, ее запоминание, хранение и последующее воспроизведение.

Каждая из игр, описанных ниже, направлена на развитие одной из данных способностей. А в целом упражнения учат малышей лучше запоминать информацию.
 
Говорить о видах памяти можно довольно долго, так как можно выделить достаточно много разновидностей.
 

    Память бывает:
     

  • Произвольная и непроизвольная
     
    В норме у детей сначала работает непроизвольная память. Они запоминают то, что им интересно, что понравилось, что поразило.
     
    Затем, уже начиная с возраста 2,5-3 лет, малыш может запоминать информацию произвольно. Многие родители и педагоги знают, что не так сложно разучить с ребенком стишок. Но не тот, что запомнился ему самому, а специально выбранный, например, к новогоднему утреннику или празднику 8 марта.
  •  

  • Кратковременная, долговременная и оперативная
     
    Кратковременная память позволяет хранить информацию совсем недолго, около 20 секунд.
     
    Долговременная память заносит «данные» в постоянный ящичек на длительный срок.
     
    Оперативная память держит информацию в голове, пока она нужна. Отличный пример, иллюстрирующий оперативную память – это студент. Сегодня, в день экзамена, он знает «на зубок» ответ на любой вопрос. А завтра, когда испытание успешно пройдено, большинство информации из головы просто выбрасывается.

  •  

  • Опосредованная и непосредственная.
     
    Непосредственное запоминание в народе называют «зубрежкой». Это процесс, происходящий без участия мышления. Информация просто запоминается на чисто механическом уровне. Именно данный вид памяти хорошо развит у детей.
     
    Опосредованная память требует вовлечения мыслительного процесса. Данные запоминаются, исходя из логики. Это более эффективный вид памяти, поэтому именно его и следует развивать у детей.
  •  

  • Зрительная, двигательная, слуховая.
     
    Многие люди замечают за собой, каким образом им удобнее всего запоминать информацию: на слух, а может быть после прочтения или просмотра картинки.
     
    Лучше всего, когда действие сопровождается информацией, поступающей из различных каналов, то есть на визуальном, аудиальном и других уровнях. Однако у детей стоит развивать все эти запоминательные навыки.
  •  

  • Память на лица, запахи, цифровая память и др.
     
    Память на лица, цифры, запахи или другие субъективные характеристики бывает индивидуальной. Для работы в конкретной деловой сфере часто требуется то или иное умение. Их развитие у детей также не будет лишним.

Все виды памяти используются человеком в той или иной ситуации, а вместе позволяют запоминать эффективнее, быстрее и больше информации. Поэтому столь важно заниматься разносторонним развитием памяти с младшего школьного возраста.

Упражнения для развития памяти для детей младшего школьного возраста.

3

Даже в младший школьный возраст (7-10 лет) – дети все еще любят играть и не всегда положительно относятся к «строгим» упражнениям.
 
Поэтому роль взрослых, проводящих занятия с ними, представить упражнения в виде интересной игры.

Я и мои друзья.
Эта игра не только позволяет познакомиться всем ее участникам, но также развивает память и ассоциативное мышление. Поэтому ее можно использовать в новом коллективе.
 
В игре используется аудиальное и визуальное восприятие.
 
Участники встают в круг. Первый человек (например, учитель) называет свое имя и свой любимый фрукт (животное, птицу или что-то другое по выбору).
 
Второй участник называет имя и фрукт, названный первым участником, а затем прибавляет к нему свое имя и свой любимый фрукт. Так ход переходит к каждому последующему участнику.
 
Стоит отметить, что последнему человеку приходится сложнее всего.
 
Рассчитайтесь по порядку!
Эта игра учит детей запоминать комбинации, удерживать их в памяти и воспроизводить информацию.
 
Во время проведения игры развивается зрительная память.
 
Из участников выбирается один «водящий». Он встает напротив остальных игроков, выстроившихся в линию в произвольном порядке. За несколько секунд ему нужно запомнить порядок участников.
 
Затем он закрывает глаза (ему завязывают глаза, он отворачивается) и называет имена всех участников по порядку.
 
Более сложный вариант игры: назвать имена участников через одного или в обратном порядке. Вся сложность в том, что способ перечисления ребенку сообщают только после того, как он закроет глаза.
 
Я рисую…
 
Данная игра направлена на запоминание деталей и развивает зрительную память.
 
Покажите детям картину. Затем переверните ее и попросите нарисовать то же на чистом листе.
 
Выигрывает тот, кто запомнил и отобразил больше деталей. Начинать следует с картин, содержащих мало действующих лиц или предметов, постепенно выбирая более сложное изображение.
 
Пантомима.
Данная игра направлена на извлечение из памяти уже существующей информации, накопленной непроизвольно.
 
В упражнении идет упор на двигательную память.
 
Каждый участник игры получает карточку с написанным заданием. Например, нужно показать, как потягивается кошка, как силач поднимает штангу или как работает регулировщик.
 
Остальные участники должны отгадать, что он изображает.
 
Сломанный телефон.
 
Цель игры – развить слуховую память.
 
Ведущий рассказывает на ухо первому участнику небольшой отрывок из текста, состоящий буквально из 3-5 предложений (чем дальше, тем сложнее).
 
Первый участник рассказывает то, что запомнил, второму игроку и т. д. Бывает интересно, что же дойдет до последнего участника.
 
В конце игры ведущий рассказывает первоначальный текст, сравнивает его с конечным и делает вывод о том, хорошо ли работает телефон.
 
Логическое мышление.
Для улучшения опосредованной памяти, столь важной для развития каждого ребенка, следует развивать его логическое мышление.
 
Это нужно в первую очередь для усваивания обилия информации, которая поступает к нему в школе.
 
Чем старше становится ребенок, тем больший объем новых данных взваливается на его плечи. Банально «зазубрить» это не получится. Необходимо понимать, о чем идет речь, сопоставлять полученные ранее знания с новой информацией, структурировать ее и раскладывать все по ящичкам.
 
Для этого следует уделять внимание играм, направленным на развитие опосредованной памяти.
 
Например, такая игра: ведущий показывает участникам картинки и называет слова. Цель – запомнить слова. Следует объяснить детям, что если они поймут взаимосвязь между картинками и словами, им легче будет запомнить слова.
 
Картинка «курица» — слово «гнездо», картинка «гриб» – слово «лес», картинка «ботинок» – слово «шнурок» и т. п.
 
Затем ведущий вновь показывает картинки, а дети называют слова, которые запомнили.

Еда для хорошей памяти

 
4
 
Отличная память складывается не только из психологических процессов, но и из физиологических.
 
Список продуктов, благотворно влияющих на память:
 

  • Продукты, содержащие цельное зерно;
  •  

  • Жирная рыба;
  •  

  • Орехи;
  •  

  • Сыр;
  •  

  • Фрукты;
  •  

  • Овощи;
  •  

  • Бобовые.

 
Не забывайте о поливитаминнах, умеренной физической нагрузке, прогулках и хорошем, своевременном отдыхе. Тогда ваш малыш вырастет умным и никогда не забудет вашего внимания и заинтересованности в его делах!
 
Рекомендуем к просмотру видео:
 

 

 

 


Добавить комментарий