Главная / Воспитание детей / Пальчиковая гимнастика для малышей. Пальчиковые игры для детей от 5,6 месяцев до 3 лет.

Пальчиковая гимнастика для малышей. Пальчиковые игры для детей от 5,6 месяцев до 3 лет.

1
 
Как вы думаете, почему некоторые дети начинают говорить раньше остальных?
 
Многое зависит от наследственности, но также немаловажную роль играют занятия с ребенком. Одним из способов раннего речевого развития для малышей являются пальчиковые игры. Почему они столь эффективны? Когда следует начинать занятия с ребенком? Как правильно их проводить? Узнаете из статьи.
 
Как работают пальчиковые игры?
 
3
 
Некоторые родители не знают, что такое пальчиковые игры. Однако стоит им напомнить про игру «Идет Коза рогатая», «Ладушки» или «Сороку-сороку», все встает на свои места. Это одни из самых известных пальчиковых игр, которые практикуются многими поколениями россиян.
 
Интересно, что в разных странах с древнейших времен существует данный вид игр, но выполняются они по-разному, используя различный реквизит. Например, китайские деревянные и металлические шарики помогали в древности стимулировать развитие детских рук и кистей. В Японии для подобной цели использовались грецкие орехи. В России же самыми распространенными пальчиковыми играми были движения рук и пальцев, сопровождающиеся смешными и задорными прибаутками, потешками и пестушками.
 
Таким образом, для малыша это было в большей степени игрой, чем занятием.
 
Почему игры на стимулирование речевого развития называются пальчиковыми?
 
Ответить на этот вопрос довольно просто. Достаточно немного углубиться в строение мозга человека. За определенные действия, совершаемые человеком, отвечают различные центры головного мозга. В свою очередь центр, регулирующий работу кистей, рук и пальцев, находится довольно близко от речевого центра. Чтобы малыш быстрее заговорил, необходимо стимулировать речевой центр.
 
Но как это сделать? Ответ прост, воздействовать на него при помощи соседнего, то есть посредством развития мелкой моторики рук.
 
Еще одна особенность функционирования человеческого мозга заключатся в том, что образы рождаются в правом полушарии, а словесные определения для них подбираются в левом полушарии. Таким образом, когда ребенка спрашивают о чем-то (например, какое животное мяукает?), у него сначала в «голове» складывается образ (картинка «кошка»).
 
4
 
А потом по так называемому «нервному мостику» идет импульс в соседнее полушарие и там сопоставляется с конкретным словом (слово «кошка»). Если связь не достаточно хорошо отлажена, малыш не может ответить на вопрос. И дело тут не в том, что он не знает ответа. Просто он не может сказать.
 
С какого возраста нужно заниматься пальчиковыми играми?
 
2
 
Начинать заниматься пальчиковой гимнастикой можно с трехмесячного возраста. Именно в это время у ребенка проходит физиологический гипертонус. То есть состояние, при котором все мышцы сжаты и напряжены. А по достижению крохой 3 месяцев тугие кулачки постепенно расслабляются и можно начинать игры.
 
Пальчиковые игры стимулируют речевое развитие, тренируют память, логику, дают различные знания, развивают мышление, творческие способности и скорость реакции.
 
Говоря о важности пальчиковых игр, стоит отметить, что здесь решающую роль играет возраст.
 
Во-первых, все плюсы, перечисленные выше, приобретаются посредством пальчиковой гимнастики только до достижения ребенком школьного возраста. Для улучшения памяти взрослому человеку пальчиковые игры не подойдут.
 
Во-вторых, в каждом возрасте малышу необходимы различные виды игр, удовлетворяющие его потребности.
 
Что делать, если мама не занималась с ребенком пальчиковой гимнастикой с рождения, а, купив интересную книгу с пальчиковыми играми, решила практиковать занятия с годовалого возраста?
 
Следует быть готовой, что малыш не захочет «играть». Пальчиковые игры включают в себя стимуляцию определенных точек, расположенных на руках, и тактильный контакт. Ребенок, не приученный к данному виду общения, естественно будет противиться. Поэтому, с какого бы возраста не начинались пальчиковые игры, стоит стартовать с азов: поглаживаний, растираний, разминаний. А затем переходить к более сложным и интересным занятиям.
 
Ещё раз напомним, что нужно не пропустить возраст (от 3 месяцев и до 7-8 лет), когда пальчиковые игры способны максимально помочь развитию ребенка.
 

Пальчиковые игры в соответствии с возрастом

 
5
 
Для самых маленьких.
 
В возрасте до года основная цель пальчиковой гимнастики – это общение мамы и ребенка. До полугода следует ограничиться поглаживаниями ладошек малыша. При этом следует сопровождать их забавными потешками, чтобы ребенку было интересно.
 
После полугода и до года поглаживания дополняются разминаниями ладошек, кистей и пальцев. Таким образом, игра больше напоминает массаж рук. Но каждое мамино движение должно носить не просто массирующий характер. Оно должно быть объяснено при помощи стишка.
 
Например, всем известный детский стишок «Мы делили апельсин». Сначала ручка малыша сжата в кулачок. Затем, когда раздаются дольки (для чижа, для котят и т. д.), мама разгибает поочередно каждый пальчик.
 
После года можно для разнообразия давать ребенку различные предметы. Например, бусины, шарики разного размера, лоскутки ткани различной фактуры, пирамидки, крупу (горох, фасоль, гречку) и другое.

Важно, чтобы игра с подобными предметами происходила строго под присмотром родителей! Ребенок еще маленький и может легко засунуть мелкий предмет с рот или в нос.

 
Отдельные приглянувшиеся элементы из упражнений приведенных ниже можно пробовать и с малышами до года.
 
От 1 года до 3-х лет.
 
Возраст с 1,5 до 3 лет – это самое интересное время для родителей и важное для малышей. Именно в данном возрасте дети начинают говорить первые слова и строить предложения.
 
Нужно как можно больше общаться с ребенком, а в пальчиковых играх использовать потешки и стишки. Ребенок слушает речь, и у него складывается так называемое языковое чутье. Именно с его помощью в последующем малыш будет правильно склонять и спрягать новые слова.
 
Стишки наряду с движениями пальцев в данном возрасте не только развивают мелкую моторику, но также расширяют кругозор малыша. Он учится считать, различать цвета, узнает новых животных, птиц, предметы, части тела, приобретает способность отличать лево и право, верх и низ.
 
Интересные игры для данного возраста:
 

  1. Мама говорит: «Жучок ползет вверх по стенке
    (малыш шевелит пальчиками, как жучок лапками и поднимает ручку вверх по стенке), вниз, по полу, по животику, по щечке и так далее».
     
    Сначала мама должна показать, как играть, поползав своей рукой за жучка. Позже это должен научиться делать малыш.
     
    Также можно делить роли, например, мама говорит — ребенок делает или наоборот.
     
  2.  
    Отличные упражнения приведены в книге: «Пальчиковые игры для детей от года до 3-х лет». Автор:Ермакова С.О.
     

  3. Раз, два, три, четыре, пять
    (одной рукой считаем пальчики, другой слегка нажимаем на подушечки) -
    Вышли в садик погулять.
     
    Ходим-ходим мы по лугу,
    (указательным пальцем одной руки делаем круговые поглаживания ладошки другой)
    Там цветы растут по кругу.
     
    Лепесточков ровно пять,
    (считаем пальцы в обратном порядке)
    Можно взять и посчитать.

  4.  

  5. Поиграли — отдохните.
    Ваши пальчики встряхните.
    (Расслабляем руки, встряхиваем их)
     
    Сгибайте ваши пальчики,
    Совсем как ушки зайчики.
    (Обе ладони с пальцами, прижатыми друг к другу, приставляем к голове и сгибаем сомкнутые пальцы несколько раз).
  6.  

  7. Крылья нашей мельницы
    У ветерка как пленницы -
    Как ветер переменится,
    Так повернется мельница.
    (Прижимаем ладони друг к другу и выполняем растирающие вращательные движения)
  8.  
    Также одна из любимых наших книжек — это замечательно оформленные «Бушки -барашки» Автор: Любовь Павловна Абрамова. Пальчики «убегают» гулять и знакомятся с окружающим миром в игровой форме. Очень здорово! Взгляните на отдельные фрагменты:
     

  9.  
    Зайчишка — трусишка
    6
    по полю бежал
    в огород забежал
    7
    морковку нашел
    8
    капустку нашел,
    сидит, грызет.
    9

     

  10.  
    Гуси, гуси. Есть хотите?
    (собираем пальцы в щепоть)
    14
     
    Га-га-га (да-да-да)
    (Разъединяем и соединяем большой и указательный пальцы)
    15
    Насыплем гусям зернышек
    12
    (Солим суп)
     
    Гуси клюют
    13
    (Стучим клювом по столу).
  11. Ежик маленький замерз
    16
    (Пальцы собраны в замок и выпрямлены)
    И в клубок свернулся
    17
    (Убираем иголки, прижимаем пальчики)
    Солнце ежика согрело — ежик развернулся.
    18
    (Выпрямляем пальчики, показываем колючки)


 
3 — 6 лет
 
С 3 до 6 лет у ребенка могут появиться любимые пальчиковые игры. Дети склонны повторять то, что им нравится или особо хорошо получается. Но наряду с привычными движениями стоит пробовать что-то новое.
 
Считается, что рука ребенка развивается до уровня взрослой к достижению им возраста 3 лет.
 
Поэтому в данном возрасте малыш уже должен уметь завязывать и развязывать узелки, раскрашивать картинку, не выходя за контур, нанизывать бусины на нитку, резать ножницами по прямой линии.
 
Чтобы помочь ребенку овладеть данными навыками, вносите элементы данных действий в пальчиковые игры.
 
6 до 8 лет
 
В возрасте от 6 до 8 лет стоит продолжать занятия с ребенком, включающие в себя рисование, аппликацию, раскрашивание. Эти действия готовят руку к письму, что так важно в школе. Также можно показать различные виды прикладного искусства.
 
Например, хорошо стимулирует мелкую моторику бисероплетение и вязание.
 
Предложите малышу заняться тем, что ему по душе.
 
Принципы проведения пальчиковых игр:
 

  • Игра должна оставаться игрой. Не настаивайте на обязательном выполнении каждого движения. Если ребенок не повторяет за вами, то проделайте необходимое самостоятельно и продолжайте работу с другими упражнениями;
  •  

  • Игра должна соответствовать возрасту;
  •  

  • Игра должна длиться 6-8 минут;
  •  

  • Игра должна проводиться, когда у мамы и у ребенка хорошее настроение;
  •  

  • Желательно знать потешки, необходимые для игры, наизусть;
  •  

  • Реквизит следует подготовить заранее;
  •  

  • Вовлекайте в игру все пальчики (особенно самые ленивые: безымянный и мизинец).

Пальчиковые игры – это интересный, веселый способ времяпрепровождения и общения для мамы и малыша, несущий пользу для ребенка. Успехов!


One Response so far.

  1. MamaSone4ka:

    Нам очень понравились пальчиковые забавы. Играем не строго по инструкции, а импровизируем — так выходит намного интереснее, целые истории с сюжетом с нуля изобретаем :) И не знаю совпадение здесь, а может и помощь в развитии. Как появились в нашем досуге пальчики, сразу заболтали не заткнуть )))

Добавить комментарий