Главная / Воспитание детей / Артикуляционная гимнастика для детей 2-3 лет и старше.

Артикуляционная гимнастика для детей 2-3 лет и старше.

5
Родителям нравится слушать забавное лепетание крохи погруженного в активное изучение мира звуков из которых можно составлять слоги и слова. С 2-х летнего возраста малыш уже может ошарашить домашних целыми предложениями и сложными словосочетаниями.
 
И очень вовремя! Как раз с этого возраста ребенку пора все точнее излагать свои мысли, избавляться от невнятного «мусора» и активно осваивать родную речь.
 

До 4 лет ребенок полностью изучает фонетику родного языка. Не упустите этот момент, дефекты речи сами по себе не исчезают.
 
У каждого родителя наверняка найдется 10 минут для собственного чада, чтобы вместе позаниматься специальными упражнениями — артикуляционной гимнастикой.

Что дают артикуляционные упражнения?

 
Они позволяют форсировать развитие мышц речевого аппарата необходимого для в формирования звуков родной речи (зачастую с феноменальным результатом!)
 
Специальная гимнастика помогает детям начать говорить чисто и правильно, освобождает от «каши во рту», корректирует неправильное произношение отдельных звуков.
 
Любой логопед отметит положительную разговорную динамику натренированных голосовых мышц благодаря регулярной домашней работе родителей и ребенка.

Советы по проведению занятий

 
6
 
Артикуляционная гимнастика — это основательной труд, но работу следует проводить в комфортной атмосфере максимально приближенной к формату занятной игры.
 
Первым делом покажите сами как делать упражнение, после объясните малышу порядок действий.
 

Не пугайтесь если даже у вас самих не выходит сходу одолеть то или иное упражнение. Пробуйте ещё раз и честно признайтесь:
 
«Смотри, у меня тоже не все получается с первого раза, давай попробуем вместе!»

 

  • Спешка здесь ни к чему, начинайте выполнение каждого задания медленно. Когда ребенок без усилий будет справляться с задачей, попробуйте изменить темп или выполнить упражнение под ваш устный счет.
  •  

  • Попросите малыша контролировать собственные действия. Пусть он скажет где находится язычок, какие движения выполняют губы.
  •  

  • Делайте понемножку и часто. Включите артикуляционные упражнения в повседневное расписание. Например, выделите интервалы по 5-7 минут утром и вечером.
  •  

  • Ненавязчиво добивайтесь усвоения ребенком необходимого. Некоторые особо сложные упражнения откладывайте на время в сторону, чтобы вернуться к ним после.

Базовые упражнения.

 
Знакомство с язычком и его домиком.
 
Нам очень нравится незамысловатая на первый взгляд книга «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках.» Куликовская Т. А.
 
Здесь в т.ч. отличное вступление для начала занятий:
 


Открываем ротик-дом.
Кто хозяин в доме том?
В нем хозяин — Язычок.
Он удобно в доме лёг.
 
1
(Широко открываем рот.)
 

В этом доме две стены.
Это щеки нам видны.
Могут стены в дом втянуться,
А потом, как шар, раздуться.

 
2
(Надуваем и втягиваем щеки.)
 

Пол есть тоже в доме нашем.
Челюсть нижнюю покажем.
Эта челюсть нижняя
В домике подвижная.

 
3
(Вращать нижней челюстью.)
 

Потолок вверху, внутри.
Это нёбо. Посмотри.
Можно к нёбу прикасаться,
Постучать и там остаться.

4
(Широко открываем рот. Гладим языком по нёбу. «Стучим» по небу языком.)
 

Вход в дом двери запирают.
Двери разные бывают.
Двери-зубы.
Осторожно. Закрываются надежно!

 
7
(Широко улыбаемся. Обнажаем верхние и нижние зубы.)
 

Двери-губы гибкие.
Могут стать улыбкою.
Могут в трубочку собраться,
После снова улыбаться.
 
8
Растянуть губы в улыбку. Собрать губы в «трубочку».

 

Приступаем к заданиям

 
Комплекс упражнений для звука [с]
 
9
 
Во время произношения звука [с]
 
- широкий кончик языка касается основания нижних зубов;
- передняя часть спинки поднимается к верхним деснам и с ними создает узкую щель;
- боковые края прижимаются к верхним коренным зубам;
- небная занавеска поднята, а воздух проходит по желобку языка.
 
Для того чтобы подготовить мышцы языка к правильному произношению, выполняйте следующие упражнения:
 
«Заборчик». Малыш широко улыбается, показывает сжатые зубы и удерживает это положение 5 секунд. При этом верхние зубы должны стоять ровно над нижними.
 
«Слоник». Ребенок вытягивает губы вперед трубочкой и удерживает 5 секунд. Зубы при этом старается держать сжатыми.
 
После того как ребенок усвоил упражнения «Заборчик» и «Слоник», пусть повторяет их по очереди несколько раз. Следите за тем, чтобы нижняя челюсть не двигалась. Можно контролировать её рукой (см. видео в конце статьи)
 
«Чистим зубы». Открывает широко рот и улыбается, показывая зубы. Кончиком языка начинает изнутри «чистить зубы», двигаясь вправо-влево.
 
Нужно по очереди «чистить» нижние и верхние зубы. Во время упражнения губы должны все время улыбаться, а челюсть не двигаться.
 
«Большой пальчик». Широкий плоский кончик языка ребенок располагает между губами. Губы как бы придерживают кончик языка, а его спинка поднимается вверх.
 
Язык не должен «вываливаться» на зубы. Нужно удержать его в таком положении под счет до 5.
 
«Ледяная горка». Пусть ваш малыш с язычка сделает «горку». Надавите его пальчиком на горку. Она должна быть твердой и не отодвигаться под давлением пальчика. Пусть удерживает напор под счет до 5.
 
Комплекс упражнений для звука [ш]
 
10
 
Чтобы произнести звук [ш]:
 
- необходимо поднять широкий кончик языка почти к краю верхних альвеол, не касаясь твердого неба;
- при этом между небом и языком должна образоваться щель;
- боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам, а задняя часть спинки поднимается;
- в языке образуется как бы чашечка. Для разработки мышц языка выучите следующие упражнения.
 
Выполняются упражнения «Заборчик» и «Слоник» по такой же схеме, как и для звука [с].
 
«Непослушный язычок». Пусть ребенок плоский кончик языка пошлепает губами и произнесет «пя-пя-пя».
 
«Блинчик на тарелочке». Малыш размещает широкий плоский кончик языка на нижнюю губу и при этом говорит один раз «пя» (блинчик мама испекла и положила на тарелочку).
 
Рот чуть приоткрыт, язычок не двигается. Пусть удерживает такое положение от 3 до 10 секунд.
 
«Вкусное варенье». Малыш облизывает плоским кончиком языка верхнюю губу сверху вниз. Во время выполнения упражнения должны быть видны нижние зубы, а нижняя губа оттянута вниз.
 
«Индюк». Ребенок делает сначала глубокий вдох, приоткрывает рот и быстро двигает широким кончиком языка вперед-назад по верхней губе.
 
При этом он должен в течение 5-7 секунд произносить звук «бл-бл-бл», как индюк.
 
«Подуй на челку!». Высовывает широкий кончик языка, поднимает его к верхней губе, дует вверх. Воздух должен идти по середине языка. Щеки надувать не нужно.
 
«Чашечка». Широко открывает рот и улыбается, показывая зубки. Потом высовывает язык и поднимает его передний и боковые края, как бы образуя «чашечку».
 
Нужно удерживать такое положение 5-10 секунд.
 
Пробуйте проговаривать слова. Удобно пользоваться короткими 2-х минутными видео нарезками:
 

 
(можно разбить на части и распределить на несколько занятий)
 
Комплекс упражнений для звука [р]
 
11
 
Во время произношения звука [р] все мышцы языка выполняют сложную работу:
 
- кончик и передняя часть языка напряжены и поднимаются к альвеолам, кончик вибрирует при выходящем воздухе;
- его средняя часть опускается, а боковые края прижимаются к верхним коренным зубам.
 
Подготовка к правильному произношению проходит с помощью следующих упражнений.
 
Отдельно выполняйте упражнения «Заборчик» и «Слоник», а также чередуйте их.
 
«Чистим зубы» и «Вкусное варенье» выполняйте так же, как и в комплексе упражнений для звука [ш]. Повторяя эти упражнения, ребенок вырабатывает подъем языка вверх и учится им управлять.
 
«Маляр». Ребенок широко открывает рот в улыбке и показывает зубки. Кончиком языка начинает «красить потолок»: двигает им по твердому небу от зубов до горлышка.
 
Язык не должен отрываться от «потолка», двигаться вправо-влево, высовываться изо рта.
 
«Гоняем мячик». Вырабатывается умение удерживать плавную и непрерывную струю посредине языка. Широкий передний край языка кладет на нижнюю губу. Произнося длительно звук «ф-ф-ф», сдувает комочек ваты на противоположный край стола.
 
Следите за тем, чтобы ребенок вместо «ф» не произносил «х», не надувал щеки и не натягивал нижнюю губу на нижние зубы.
 
«Лошадка». Благодаря упражнению укрепляются мышцы языка, вырабатывается подъем языка вверх. Ребенок приоткрывает рот, улыбается, показывая зубы. Цокает язычком, меняя темп: сначала медленно, потом быстрее, очень быстро, медленнее, очень медленно.
 
Широкий кончик языка сначала как бы присасывается к небу, затем свободно шлепается вниз. При этом нижняя челюсть двигаться не должна.
 
«Барабанщики». Выполняя это упражнение, ребенок учится делать кончик языка напряженным. Малыш улыбается и открывает рот. Кончиком языка стучит за верхними зубами, в это же время отчетливо произносит звук «д-д-д».
 
Темп постепенно ускоряется. Кончик языка не должен подворачиваться, а исходящий звук произносится четко.
 

 
Комплекс упражнений для звука [л]
 
12
 
Чтобы правильно произносить звук [л], ребенок должен хорошо и быстро управлять языком.
 
-кончик поднимается вверх, прижимается к внутренней части верхних зубов, а передняя и средняя часть спинки должна опуститься;
-задняя же в это время приподнимается и как будто оттягивается назад;
-при этом края языка должны опуститься и пропустить выходящий воздух;
 
Чтобы подготовить детский язык к этим движениям, используйте следующие упражнения.
 
Выполняются уже описанные упражнения: «Непослушный язычок», «Вкусное варенье», «Индюк», «Лошадка».
 
«Пароход гудит». Малыш приоткрывает рот и произносит звук «ы-ы-ы», как будто гудит пароход. Кончик языка нужно опустить, а его спинку поднять.
 
«Качели». Упражнение направлено на то, чтобы ребенок учился быстро менять положение своего языка, которое необходимо для правильного произношения звука [л] с гласными а, о, у, ы.
 
Малыш улыбается и показывает зубы. Затем приоткрывает рот, кладет язык за нижние зубы с внутренней стороны, удерживает под счет до 5.
 

 
Артикуляционная гимнастика поможет вашему ребенку не только освоить мир сложных фонетических звуков, но и в дальнейшем грамотно излагать свои мысли.
 
Также взгляните на видео — занятие с логопедом, очень наглядно:
 


Добавить комментарий